Некоммерческое партнерство владельцев АЗС Камчатки

Анализ и предложения по совершенствованию рынка нефтепродуктов

Цены на топливо

на 19.09.2020

АИ-92 (К5)
47.80
АИ-95 (К5)
50.40
АИ-98 (К5)
52.90
ДТ-летнее (К5)
55.20

Котировки

на 19.09.2020

1 доллар
75,0319
1 евро
88,9578
1 фунт ст.
97,4439
100 яп. йен
71,7459
 

Деятельность партнерства  Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичу

26.09.2013

О ситуации на топливном рынке

Уважаемый Аркадий Владимирович!

Российский Топливный Союз вынужден в очередной раз привлечь Ваше внимание к процессам, происходящим в настоящее время на топливном рынке России.

Со второй половины 2012 г. и до конца июня т. г. рынок моторного топлива характеризовался стабильностью по объективным рыночным факторам. Экономические индексы розничного топливного бизнеса пришли в равновесие в сравнении с предшествующим кризисным периодом 2011-2012 гг.

По данным Росстата цены производителей автомобильного бензина за первое полугодие снизились на 1,2%, а потребительские цены на автомобильный бензин выросли на 1%.

Нормализующее воздействие на процессы ценообразования и профицитность рынка нефтепродуктов в обозначенный период оказали отказ госрегуляторов от непосредственного административного воздействия на рыночные процессы, меры по совершенствованию биржевых механизмов, создание ВИНКами стабилизирующих топливных резервов, а также дополнительные поставки ресурсов моторного топлива на российский рынок с НПЗ Республики Беларусь.

Однако, с конца июня 2013 г. на топливном рынке наблюдаются значительные превышение спроса над предложением и темпы роста оптовых цен по всей номенклатуре автомобильных бензинов.

По нашему мнению, наблюдаемое существенное повышение (на 20 - 30 %) в этот период внутрироссийских оптовых цен на нефтепродукты обусловлено следующими причинами:

  • Сокращением поставок в Россию бензинов с НПЗ Республики Беларусь во II - III кварталах текущего года;
  • Снижением товарных остатков автобензина на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний, продолжавшимся вплоть до начала третьей декады июля. По данным Минэнерго, с 1 апреля по 19 июля 2013 года товарные остатки автобензина сократились с 1,91 до 1,29 млн т;
  • Увеличением ВИНКами во II квартале 2013 года объемов экспорта товарного автобензина и наращивание этих поставок в июле 2013 года. По данным Минэнерго РФ, в марте-июне 2013 года из России экспортировано 1,61 млн. т. автобензинов, что на 0,58 млн. т. или на 56,3%, больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. При этом с 1 по 23 июля текущего года ВИНКи, по предварительным данным Минэнерго РФ, экспортировали 160,9 тыс. т. автобензина, игнорируя сокращение товарных остатков и резкий рост цен на внутреннем рынке, вызванного растущим и не удовлетворяемым спросом на автобензины;
  • Ростом эффективности экспорта на фоне повышения котировок бензина на европейском рынке. По данным Р1апз, экспортный паритет для бензина Премиум-95 производства Московского НПЗ (от котировки ЕигоЬоЬ) в конце июня составил примерно 29700 - 30200 руб./т., 19 июля - 33443 руб./т., 24 июля - 32448 руб./т. При этом стоит отметить, что текущие биржевые цены на бензин Премиум-95 превышают максимальные зафиксированные в июле значения экспортного паритета на 4000-5000 рублей.
  • Стремлением ВИНКов компенсировать упущенную прибыль по итогам I полугодия текущего года. Ранее представители ВИНКов неоднократно публично заявляли о затоваренности внутреннего рынка бензином, падении объемов его реализации и низких ценах на рынке. Резкий рост оптовых и мелкооптовых цен повлечет за собой повышение розничных цен, и, вероятно, по итогам года позволит ВИНКам вывести доходность продаж на плановый уровень;
  • Повышением ставок акциза на бензин и дизтопливо 4 и 5 класса;
  • Ремонтные работы на нескольких НПЗ в июне и июле т.г.
  • Масштабные профилактические плановые работы на НПЗ в сентябре и октябре текущего года. На этом фоне участники рынка стремятся заблаговременно сформировать запасы бензина, создавая ажиотажный спрос на него и провоцируя рост оптовых цен.
  • Повышенным спросом на моторное топливо, традиционно наблюдаемым в III квартале.

Возникший ажиотажный спрос на бензины спровоцировал и соответствующие ему ценовые перекосы, а также введение производителями ограничений на отпуск нефтепродуктов независимым субъектам рынка. Резкое повышение оптовых цен вывело топливный рынок из ценового равновесия, существенно нарушило экономику розничного бизнеса по реализации нефтепродуктов и предопределяет необходимость повышения их розничных индексов. Вместе с этим, повышение розничных цен на нефтепродукты будет способствовать ускорению инфляционных процессов, замедлению которых Правительство РФ придает ключевое значение.

Информируя об изложенном. Российский Топливный Союз просит Вас, уважаемый Аркадий Владимирович, рассмотреть предлагаемые предложения в целях нормализации сложившейся ситуации на топливном рынке и исключения условий для ее проявления в дальнейшем.

  • Ввести конвенционный запрет на экспорт товарного автобензина в период с марта по октябрь;
  • Значительно увеличить экспортную пошлину на сырье для производства автобензина (нафту), а также нетоварные автобензины;
  • Привлечь к мониторингу ( информационному обеспечению) выполнения совместного приказа ФАС России и Минэнерго России о квотировании обязательных продаж нефтяными компаниями нефтепродуктов через СПбМТСБ организации, представляющие интересы независимых участников рынка нефтепродуктов.
  • Организовать обязательные поставки автобензина на Российский рынок с НПЗ Республики Беларусь в объемах не менее 150 тыс. тонн ежемесячно.
Президент Е.А.Аркуша