06.12.2012
на 19.09.2020
на 19.09.2020
06.12.2012
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ Садовая Кудринская, 11 На № П48-188664 от 23.10.12 |
Брусововой О.В. ул.Вилюйская, д.77, |
Уважаемая Оксана Викторовна!
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба в пределах своей компетенции рассмотрела поставленные в Вашем обращении вопросы и сообщает.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
На рост цен влияет ряд факторов. Это и рост мировых цен, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги - составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%. Под воздействием антимонопольных органов и мер защиты внутреннего рынка, рост цен в России ниже, чем за рубежом. Так, с 2007 по 2011 гг. цены на нефть в мире выросли в 2,21 раза, а в Российской Федерации цены на автомобильные бензины выросли в 1,46 раза. Для сравнения инфляция за это время выросла в 1,57 раза. В отдельные периоды и по отдельным нефтепродуктам, например, под влиянием роста мировых цен или сезонного фактора, цены на нефтепродукты опережали инфляцию. В отдельные периоды, в том числе под воздействием ФАС России, отставали от инфляции.
Необходимо отметить, что увеличение ставок акцизов на дизельное топливо происходит более существенными темпами, чем на автомобильные бензины, что в свою очередь, приводит к опережающему росту цен на дизельное топливо.
В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2011 №338-Ф3 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 01 января 2012 года произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо: на автомобильный бензин всех классов акцизы в 2012 году по сравнению с 2011 годом выросли в 1,31 раза; на дизельное топливо всех классов акцизы в 2012 году по сравнению с 2011 годом выросли в 1,54 раза, а с 01 июля 2012 года по сравнению с 01 января 2012 года акцизы на автомобильный бензин не соответствующий классу 3, 4 или 5 и на автомобильный бензин класса 3 выросли в 1,06 раза; на автомобильный бензин класса 5 снизились в 1,75 раза; на дизельное топливо не соответствующее классу 3, 4 или 5 выросли в 1,04 раза; на дизельное топливо класса 3 - в 1,12 раза; на дизельное топливо класса 5 снизились в 1,83 раза.
Рост розничных цен на нефтепродукты происходил неравномерно по регионам, а также по ассортименту нефтепродуктов и в отдельных субъектах Российской Федерации превышал индекс потребительских цен.
Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, принимают меры по стабилизации сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.
В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее -Закон о защите конкуренции) при выявлении факта согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.
ФАС России регулярно принимает меры антимонопольного воздействия в отношении нарушителей Закона о защите конкуренции. В 2008 и 2009 гг. было рассмотрено более 250 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Было рассмотрено также две «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде России, заплатили гигантские не только по российским меркам штрафы - суммарно более 15 млрд. рублей. В 2011 году возбуждено 108 дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства на региональных рынках, а с начала 2012 года - 44 дела. На федеральном уровне, в рамках третьей «волны» дел, нефтяные компании уже признали факт нарушения закона. В отношении ОАО
«АНК «Башнефть», группы лиц ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл» и ее группы лиц, в конце 2011 года принято решение о наложении штрафов на сумму более 4 миллиардов рублей. В начале марта 2012 года ФАС России принято решение о наложении штрафа на ОАО «ТНК-ВР Холдинг» в размере более 1,3 миллиарда рублей. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,4 млрд. рублей.
В рамках обеспечения справедливого ценообразования в регионах принимаются меры антимонопольного реагирования. УФАС России проводятся проверки сложившейся ситуации на региональных рынках нефтепродуктов.
Дополнительно разъясняем, что в соответствии с приказом ФАС России от 25.12.2007 №447 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» (далее -Регламент), Вы вправе обратиться в ФАС России или соответствующий территориальный орган с заявлением, материалами, указывающими на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно п.3.11. Регламента заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем. В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены. Документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае заявитель должен подтвердить достоверность и полноту таких копий. К заявлению, материалам должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений. Заявление, материалы вместе с документами направляются в антимонопольный орган следующими способами: почтовое отправление, доставка заявителем лично, доставка курьером под расписку.
Информируем, что Ваше обращение направлено для рассмотрения по существу в Камчатское УФАС России (адрес: 683003, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Ленинградская, д.90; телефон: 8(4152)42-58-74, факс: 8(4152)42-58-74; руководитель — Петров Андрей Васильевич). О результатах рассмотрения Вашего обращения Вы будете дополнительно проинформированы Камчатским УФАС России.
Благодарим Вас за обращение и сообщаем, что более подробную информацию о деятельности ФАС России Вы можете получить на официальном интернет-сайте: www.fas.gov.ru.
Дополнительно сообщаем, что информацию по вопросам разъяснения ФАС России ситуации на топливном рынке Российской Федерации Вы можете получить на официальном интернет-сайте: www.fas.gov.ru, в разделе «Антимонопольное регулирование»/ «в ТЭК»/ «разъяснения».
А.Н. Голомолзин